воскресенье, 27 апреля 2014 г.

Характеристика класса как малой группы.

Домашнее задание по теме: характеристика 10Б класса (именно того, в котором я учусь) как малой группы.
Отделил от основной темы в отдельное сообщение, чтобы не загромождать один пост текстом.

Итак, начну с классификации групп.
  • реальная/номинальная группа (по факту существования)
    Мой класс однозначно является реальной группой, потому как это реально существующее объединение людей. Каждый член моего класса является не просто участником группы, а четко осознает свою принадлежность к ней. Более того, мы связаны определенными отношениями: например, в нашем классе мальчики нередко дают попользоваться девочками своими учебниками, потому что девочкам физически тяжело носить все книжки в школу. 
  • большая/малая группа (по численности)
    Также без сомнений можно утверждать, что мой класс является малой группой. Известно, что к большим группам относят, например, пенсионеров или молодежь, коих миллионы. Наш класс гораздо меньше: всего 21 человек, и все члены класса знакомы и взаимодействуют друг с другом, в отличие от членов большой группы.
  • первичная/вторичная группа (по характеру взаимодействия)
    Этот критерий также несет однозначный ответ. Мой класс является первичной группой. Все члены нашего класса ежедневно общаются друг с другом. Например, я сижу за одной партой с госпожой Эллой Кремер, много лет тесно общаюсь с господами Егором Шелудько и Константином Сериковым, а также ежедневно контактирую с другими товарищами в моем классе по тем или иным вопросам. И так каждый, поэтому можно утверждать, что происходит постоянный процесс непосредственного контакта между всеми учениками нашего класса. 
  • формальная/неформальная группа (по способу организации и регулирования взаимодействия)
    Класс как единое целое можно отнести к формальной группе. Во-первых, класс создан организацией-школой. Во-вторых, у класса есть свои задачи и цели, такие как воспитание и преподнесение знаний ученикам для дальнейшей жизни. В-третьих, в группе распределены статусы и роли, как бы это не отрицали: некоторые моют доску перед уроком, некоторые помогают учителю раздать тетради, некоторые являются помощниками по домашнему заданию и т.д., ибо таких ролей огромное множество. Но! Внутри самого класса складываются неформальные группы, обычно на основе дружеских связей. Они складываются добровольно. Иногда получается так, что системы ролей нет, но иногда они и есть: есть лидер в группе друзей (что означает приобретение черт формальной группы). Я думаю, подобные черты присутствуют в любом классе, и наш не является исключением. 
Продолжу я рассмотрением видов межличностных отношений в классе.
  • официальные/неофициальные отношения.
    Все-таки неофициальные. Можно рассмотреть целую школу, в которой есть четко прописанные правила поведения учеников и учителей, но в классе таких правил нет. Существуют лишь негласные правила, которые не прописаны ни в каких законах. Не исключаю, что есть классы, в которых отношения являются официальными, но у нас самый обычный дружный класс. Мы знаем, что ребята не должна хамить или подставлять друг друга, но эти правила существуют лишь в устной форме. 
  • деловые/личные отношения. 
    Не замечал, что бы в нашем классе присутствовали деловые отношения. Возможна такая политика, что, например, с лидером класса нужно соблюдать субординацию, но не у нас. Все в классе равны и общаются лишь в зависимости от симпатии или антипатии друг к другу. 
  • рациональные/эмоциональные отношения.
    Я полагаю, что и рациональные, и эмоциональные отношения непосредственно присутствуют между членами нашего класса. Возьмем человека, который учится средне. Он может рассуждать так: я буду дружить с Артемом Назмутдиновым, потому что он отличник, но не буду дружить с троечником Мистером Х (фамилий не называю, дабы никого не обидеть и не скомпрометировать). Или если убрать персону меркантильного человека, приведенную выше, можно и другой пример. Мистер Y не хочет общаться с Мистером Х, потому что второй недостаточно развит умственно по критериям первого. Это примеры рациональных отношений. Но если взять эмоциональные отношения, то Мистер Y может дружить с Миссис Х, потому что она ему, допустим, нравится. Или по другим личным причинам. 
В целом, что касается межличностных отношений, то стоит сделать поправку относительно категоричности суждений. Отношения не всегда стабильны и могут варьироваться в зависимости от атмосферы в классе или каких-либо других причин.

Мы знаем такое понятие, как конформизм, а также противоположное ему — нонконформизм. Выделяют внутреннюю и внешнюю конформность. Суть заключается в том, говоря простыми словами, что при внешней конформности человек делает вид, что соглашается с иным мнением, в то время как внутренне остается при своем. Внутренняя же конформность охватывает человека полностью, подвергая изменению его позиций и взглядов как с точки зрения поверхностного подчинения, так и внутреннего. Нонконформизм же, как можно догадаться, подразумевает под собой сохранение и продвижение человеком своей точки зрения, несмотря на мнение окружающих. 
В нашем классе, я думаю, нет ярких представителей нонконформизма. Соглашусь, что некоторые ученики нашего класса зачастую несогласны с точкой зрения окружающих: как одноклассников, так и учителей. Одни не ходят в школу и искренне не понимают, в чем они не правы, ведь нет ничего плохого в том, чтобы не прийти один день. Другие, как я, вступают в спор и отстаивают свою точку зрения, если чувствуют, что могут быть правы. Но несмотря на это, в основном мы соглашаемся друг с другом или с другими людьми, видимо, в силу своего положения в обществе, а также в силу гласных и негласных правил. Не рискну предположить, имеет место быть внешняя или внутренняя конформность, но думаю, что они тесно связаны между собой. Например, в случае, когда классный руководитель ругает за урок физкультуры, который был успешно прогулян некоторым личностями, что бывает довольно часто в нашем классе, думаю, преобладает более внешняя конформность. Но полагаю, что в то время, когда меня отчитывают за слабые оценки, я подчиняюсь мнению руководителя, соглашаясь, что действительно стоит улучить результаты и качество знаний. В таком случае, это внутренняя конформность. Также в ходе дискуссии внутри класса, нередко большинство соглашается с лидером, уступая его авторитету или аргументам. И согласились ли все внутренне или только сделали вид, лишь бы прекратить надоевший разговор? Неизвестно. Подводя итог, я не могу на 100% определить степень конформности в нашем классе, ибо, во-первых, я слишком плохо знаю некоторых своих одноклассников, чтобы охарактеризовать их точку зрения наиболее правильно, а во-вторых, считаю, что вышеназванные понятия тесно связаны между собой как в теории, так и на практике, в данном случае, в нашем классе.

Далее я бы хотел рассмотреть класс с точки зрения степени групповой интеграции по теории А. В. Петровского о трех слоях. 
  • первый слой. 
    Как было сказано и объяснено ранее, в нашем классе присутствуют непосредственные контакты, основанные на эмоциональном восприятии друг друга. Более того, каждый из нас осознает, что мы учимся в этом классе, а так же испытываем чувство гордости при получении похвалы класса или достижения общих наград или же чувство стыда, когда нас ругают учителя. 
  • второй слой. 
    В нашем классе имеют место отношения, основанные на совместной деятельности. Например, на уроках обществознания мы нередко объединяемся в группы для выполнения какого-либо задания. Или все вместе выходим на субботник. Таких примеров, конечно, гораздо больше. Более того, мы оптимально сочетаем индивидуальные действия с целями группы. Т.е. при получении общего задания, группы из меня, Егора Шелудько и Константина Серикова будет действовать так: Егор будет искать общую информацию в учебнике, я буду обрабатывать ее для точного ответы на вопрос, а Константин все это запишет. Конечно, роли в вышеприведенной группе могут быть распределены иначе. 
  • третий слой. Отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности конкретно у нас, к сожалению, не прочны. В ходе групповой работы на уроке или том же субботнике, некоторые личности (опять же не буду называть фамилий) пытаются "откосить" от работы и на чужом горбу в рай въехать. Они принимают цели группы, потому что осознают их, но не пытаются следовать им. Что же касается степени совпадения представления и мнений, то здесь, как правило, также все довольно печально. Обычно относительно каких-либо вещей существует несколько противоположных мнения, а прийти к компромиссу бывает довольно сложно (но возможно), ибо эго человека зашкаливает, особенно в нашем возрасте. 
С точки зрения развития группы по классификации А. Н. Лутошкина сложно выделить одну, четко относящуюся к нашему классу. 

Друг друга мы знаем уже достаточно давно: кто-то с 1ого класса, кто-то с 5ого. Уже сформировались общие цели и интересы, проявляющиеся в ходе деятельности всех членов группы. Иногда мы ходим вместе гулять, но очень редко. Хоть мы и пытаемся контролировать ссоры, но они все равно случаются, причем довольно часто. Мы стремимся дружить, но что-то мешает нам. Объединиться нам помогает классный руководитель, но это не может продолжаться постоянно. 
Ребята поделены на несколько группировок. Группировки между собой контактируют довольно мало, ругаются, несмотря на дружбу внутри. Некоторые пытаются отдохнуть за счет других: во время каких-то мероприятий, например КВН, извечные активисты придумывают сценарий и репетируют, в то время как пассивные одноклассники не проявляют желания что-либо сделать. Нам довольно тяжело найти общий язык и постоянно следовать целям группы и требованиям руководителей. 
Тем не менее, когда все-таки соберемся сделать что-то, работает по принципу "или качественно, или никак". Поэтому получается приятно для глаза. Спасибо активистам и классному руководителю, без них ничего не получилось бы. Жаль только, что подобное случается довольно редко. 

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мой класс стоит на ступени "Мягкая глина", хотя и проявляются некоторые признаки "Мерцающего маяка". 

Комментариев нет:

Отправить комментарий