Первые шаги в написании эссе по обществознанию.
Шаблон С. Маркина.
Взят из книги: Маркин С.А. ЕГЭ. Обществознание. Выполнение заданий части С. - М.: Айрис-пресс, 2012.
Автор предлагает в своей книге подробный алгоритм написания эссе, дает все необходимые материалы, чтобы написать эссе по шаблону. Данный шаблон может быть отлично использован на начальных этапах: как хорошая база, а также великолепный черновик для формировки более сложной структуры эссе.
Пример детального разбора эссе от Сониной Марии Николаевны:
Базовая наука - философия.
Высказывание: «Человек противостоит природе, но вместе с тем является частью биосферы» (С.А. Хмелевская)
Далее обычным шрифтом прописаны отдельные операции алгоритма эссе, курсивом - возможный пример фрагмента эссе по данной тематике. Таким образом, если собрать весь текст, написанный курсивом, воедино, получится законченное эссе по предложенной теме. Сразу оговорюсь - при написании фрагментов эссе пользовалась не только материалами вышеназванного издания, хотя оно вполне самодостаточно, но и другими источниками.
Итак, начнем...
Определите науку, к которой относится избранное вами высказывание. Вспомните, что вы знаете об авторе избранного высказывания (когда жил, кем был и т.п.). Если об авторе высказывания вам ничего неизвестно, то дайте опредление науки, к которой относится выбранное высказывание.
Выбранное мною для рассмотрения высказывание современного российского социолога Светланы Анатольевны Хмелевской относится к философии. Философия — наука о всеобщих законах развития природы, общества и человека, исследующая познавательное, ценностное, нравственное и эстетическое отношение человека к окружающему миру и имеющая целью выработку обобщенной системы взглядов на мир и место человека в нем.
Обозначьте общую тему, затронутую в высказывании. Приведите определение (пояснение) термина, обозначающего общую тему, и кратко охарактеризуйте его. По возможности назовите также двух-трех мыслителей, рассматривавших затронутую тему, приведите коротко их взгляды.
Общая тема, затронутая С.А.Хмелевской в ее высказывании — взаимодействие человека и природы. Человек является биосоциальным существом, высшей ступенью развития живых организмов на Земле.Он является частью природы, что проявляется в анатомии и физиологии человека. Вместе с тем, человек неразрывно связан с обществом. Его социальная сущность проявляется, к примеру, через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и пр.
О взаимоотношениях человека и природы размышляли многие мыслители. Г.Уэллс считал, что «кроме человека, нет на Земле ничего такого, что восставало бы против силы, породившей его». А.И.Герцен утверждал, что «природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам». Ф.Бэкон говорил, что «природа побеждается только подчинением ей».
Зафиксируйте в связующих предложениях аспекты данной темы.
Тема взаимодействия человека и природы весьма многогранна. Природа выступает источником средств жизни и средств производства. Климат, растительный и животный мир воздействуют на человека как среда обитания. Воздействуюя на природу, человек изменяет и разрушает сложившиеся природные комплексы, а также создает новые. Взаимодействие человека и природы представляет собой единство созидания и разрушения.
Обозначьте тот аспект общей темы, к которой относится выбранное высказывание.
Я считаю, что в своем высказывании С.А.Хмелевская говорит о том, что обособившись от природы, создав «вторую природу» - культуру, человек и общество сохранили неразрывную связь с ней, ведь природа выступает естественной средой обитания человека.
Зафиксируйте в связующих предложениях вопросы данного аспекта.
Человек и общество неотделимы от природы. Человек, а значит, и общество вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Природа была и остается фундаментом, на котором основывается общество. Так, природно-географические условия способны ускорять или замедлять темпы общественного развития, влиять на такие стороны жизни общества, как экономика, политика, социальный строй.
Обозначьте вопрос, непосредственно рассматриваемый автором.
С.А. Хмелевская в своем высказывании, по моему мнению, говорит том, что долгое время человек осуществлял свою деятельность, исходя из установки на подчинение ему природы. Это установка порождает отношение к природе как к чему-то более низкому, чем культура, ставит человека в позицию завоевателя, противопоставляет человека природе.
Выскажите свое отношение к точке зрения автора: согласны или не согласны или согласны частично, поясните, почему. Обязательно приведите несколько фактов, подтверждающих вашу позицию.
С точкой зрения С.А. Хмелевской нельзя не согласиться. Влияние человека на окружающую природную среду изменяет самого человека. Характер этого влияния зависит от уровня развития орудий труда, производственных технологий и т. п., от уровня развития самого человека и общества. Казалось бы, что современный уровень развития производства, науки и общества дают человеку власть над природой и защищают его от различных природных катаклизмов. Однако, природа «сопротивляется» и сама влияет на изменение человека, общества. Необдуманное, потребительское отношение общества к природе обернулось для человека экологическим кризисом (исчезновение некоторых биологических видов, загрязнение биосферы и т. п.), техногенными катастрофами (авария на Чернобыльской АЭС и т. п.), появлением ранее неизвестных болезней (СПИД, атипичная пневмония и т. п.). Использование окружающей природной среды часто приводит к негативному воздействию на природу, которое проявляется в загрязнении атмосферы, воды, почвы; в истощении окружающей природной среды, т. е. потере тех природных ресурсов, которые служат для человека источником его экономической деятельности (например, заканчиваются запасы нефти в месторождениях); а также в разрушении окружающей природной среды (примером может служить постепенное разрушение озонового слоя Земли). Следует помнить о том, существование природы и общества тесно взаимосвязано, что любой ущерб, причиненный природе, отражается на жизни человека, сокращает возможности его преобразовательной деятельности.
Критерии оценивания эссе по обществознанию:
Среди критериев, по которым оценивается выполнение ‘cct, критерий К1 является определяющим. Если ученик в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется.
Примеры работ по данному шаблону из блога Марии Николаевны:
Пишем эссе онлайн вместе №2
Пишем эссе онлайн вместе №3
Пишем эссе онлайн вместе №4
Пишем эссе онлайн вместе №6
Пишем эссе онлайн вместе №7
Пишем эссе онлайн №8
Пишем эссе онлайн №9
Мое первое эссе по обществознанию, которое, к сожалению, оказалось не очень удачным, более того, очень неудачным, но я понял свои ошибки и буду работать над их устранением.
Источник: Обществознание.про
Шаблон С. Маркина.
Взят из книги: Маркин С.А. ЕГЭ. Обществознание. Выполнение заданий части С. - М.: Айрис-пресс, 2012.
Автор предлагает в своей книге подробный алгоритм написания эссе, дает все необходимые материалы, чтобы написать эссе по шаблону. Данный шаблон может быть отлично использован на начальных этапах: как хорошая база, а также великолепный черновик для формировки более сложной структуры эссе.
Пример детального разбора эссе от Сониной Марии Николаевны:
Базовая наука - философия.
Высказывание: «Человек противостоит природе, но вместе с тем является частью биосферы» (С.А. Хмелевская)
Далее обычным шрифтом прописаны отдельные операции алгоритма эссе, курсивом - возможный пример фрагмента эссе по данной тематике. Таким образом, если собрать весь текст, написанный курсивом, воедино, получится законченное эссе по предложенной теме. Сразу оговорюсь - при написании фрагментов эссе пользовалась не только материалами вышеназванного издания, хотя оно вполне самодостаточно, но и другими источниками.
Итак, начнем...
Определите науку, к которой относится избранное вами высказывание. Вспомните, что вы знаете об авторе избранного высказывания (когда жил, кем был и т.п.). Если об авторе высказывания вам ничего неизвестно, то дайте опредление науки, к которой относится выбранное высказывание.
Выбранное мною для рассмотрения высказывание современного российского социолога Светланы Анатольевны Хмелевской относится к философии. Философия — наука о всеобщих законах развития природы, общества и человека, исследующая познавательное, ценностное, нравственное и эстетическое отношение человека к окружающему миру и имеющая целью выработку обобщенной системы взглядов на мир и место человека в нем.
Обозначьте общую тему, затронутую в высказывании. Приведите определение (пояснение) термина, обозначающего общую тему, и кратко охарактеризуйте его. По возможности назовите также двух-трех мыслителей, рассматривавших затронутую тему, приведите коротко их взгляды.
Общая тема, затронутая С.А.Хмелевской в ее высказывании — взаимодействие человека и природы. Человек является биосоциальным существом, высшей ступенью развития живых организмов на Земле.Он является частью природы, что проявляется в анатомии и физиологии человека. Вместе с тем, человек неразрывно связан с обществом. Его социальная сущность проявляется, к примеру, через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и пр.
О взаимоотношениях человека и природы размышляли многие мыслители. Г.Уэллс считал, что «кроме человека, нет на Земле ничего такого, что восставало бы против силы, породившей его». А.И.Герцен утверждал, что «природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам». Ф.Бэкон говорил, что «природа побеждается только подчинением ей».
Зафиксируйте в связующих предложениях аспекты данной темы.
Тема взаимодействия человека и природы весьма многогранна. Природа выступает источником средств жизни и средств производства. Климат, растительный и животный мир воздействуют на человека как среда обитания. Воздействуюя на природу, человек изменяет и разрушает сложившиеся природные комплексы, а также создает новые. Взаимодействие человека и природы представляет собой единство созидания и разрушения.
Обозначьте тот аспект общей темы, к которой относится выбранное высказывание.
Я считаю, что в своем высказывании С.А.Хмелевская говорит о том, что обособившись от природы, создав «вторую природу» - культуру, человек и общество сохранили неразрывную связь с ней, ведь природа выступает естественной средой обитания человека.
Зафиксируйте в связующих предложениях вопросы данного аспекта.
Человек и общество неотделимы от природы. Человек, а значит, и общество вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Природа была и остается фундаментом, на котором основывается общество. Так, природно-географические условия способны ускорять или замедлять темпы общественного развития, влиять на такие стороны жизни общества, как экономика, политика, социальный строй.
Обозначьте вопрос, непосредственно рассматриваемый автором.
С.А. Хмелевская в своем высказывании, по моему мнению, говорит том, что долгое время человек осуществлял свою деятельность, исходя из установки на подчинение ему природы. Это установка порождает отношение к природе как к чему-то более низкому, чем культура, ставит человека в позицию завоевателя, противопоставляет человека природе.
Выскажите свое отношение к точке зрения автора: согласны или не согласны или согласны частично, поясните, почему. Обязательно приведите несколько фактов, подтверждающих вашу позицию.
С точкой зрения С.А. Хмелевской нельзя не согласиться. Влияние человека на окружающую природную среду изменяет самого человека. Характер этого влияния зависит от уровня развития орудий труда, производственных технологий и т. п., от уровня развития самого человека и общества. Казалось бы, что современный уровень развития производства, науки и общества дают человеку власть над природой и защищают его от различных природных катаклизмов. Однако, природа «сопротивляется» и сама влияет на изменение человека, общества. Необдуманное, потребительское отношение общества к природе обернулось для человека экологическим кризисом (исчезновение некоторых биологических видов, загрязнение биосферы и т. п.), техногенными катастрофами (авария на Чернобыльской АЭС и т. п.), появлением ранее неизвестных болезней (СПИД, атипичная пневмония и т. п.). Использование окружающей природной среды часто приводит к негативному воздействию на природу, которое проявляется в загрязнении атмосферы, воды, почвы; в истощении окружающей природной среды, т. е. потере тех природных ресурсов, которые служат для человека источником его экономической деятельности (например, заканчиваются запасы нефти в месторождениях); а также в разрушении окружающей природной среды (примером может служить постепенное разрушение озонового слоя Земли). Следует помнить о том, существование природы и общества тесно взаимосвязано, что любой ущерб, причиненный природе, отражается на жизни человека, сокращает возможности его преобразовательной деятельности.
Критерии оценивания эссе по обществознанию:
Среди критериев, по которым оценивается выполнение ‘cct, критерий К1 является определяющим. Если ученик в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется.
№
|
Критерии оценивания ответа на задание С9
|
Баллы
|
К1
|
Раскрытие смысла высказывания
| |
Смысл высказывания раскрыт.
ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании
|
1
| |
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании
|
0
| |
К2
|
Характер и уровень теоретической аргументации
| |
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл
| ||
Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы
|
2
| |
Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения
|
1
| |
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют).
ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой
|
0
| |
К3
|
Качество фактической аргументации
| |
Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из разных источников)
|
2
| |
Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления.
ИЛИ Приведён(-ы) пример(-ы) из источника одного типа
|
1
| |
Фактическая аргументация отсутствует.
ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису
|
0
| |
Максимальный балл
|
5
|
Примеры работ по данному шаблону из блога Марии Николаевны:
Пишем эссе онлайн вместе №2
Пишем эссе онлайн вместе №3
Пишем эссе онлайн вместе №4
Пишем эссе онлайн вместе №6
Пишем эссе онлайн вместе №7
Пишем эссе онлайн №8
Пишем эссе онлайн №9
Мое первое эссе по обществознанию, которое, к сожалению, оказалось не очень удачным, более того, очень неудачным, но я понял свои ошибки и буду работать над их устранением.
Источник: Обществознание.про
Комментариев нет:
Отправить комментарий