среда, 3 сентября 2014 г.

Социальная структура и социальные отношения.

Социальная стратификация — одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин «стратификация» вошёл в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли.



Социальная стратификация по К. Марксу: 
Что считали главной формой социальной стратификации К.Маркс и его сторонники?
Главной формой социальной стратификации К.Маркс и его сторонники считали общественный класс.

Кто до Маркса уже выдвигал понятие «социальный класс»? Озвучьте их взгляды.
Платон в своей модели идеального государства выделял три основных класса: философов, воинов и непосредственных производителей (купцов и ремесленников). Столько же классов усматривал в обществе и Аристотель, особо при этом подчеркивая роль среднего класса.

В чем новизна теории классов по Марксу?
Экономические факторы определяют классовую стратификацию. По теории Маркса существовало 2 класса: пролетариат и буржуазия.

Проанализируйте классовую теорию Маркса. В чем ее сильные и слабые стороны?
Сделайте общие выводы из его теории.
Теория К. Маркса подразумевала неизменную борьбу между классами. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса. Его теория немного однобока, потому что затрагивает лишь экономический фактор, но тем не менее идея брать производство за основу является двигателем прогресса.

Социальная стратификация по М. Веберу:
Что считал главной формой социальной стратификации М. Вебер?
М. Вебер главной формой социальной стратификации считал выделение социальных классов в общественной структуре.

Какой главный критерий он выделял?
М. Вебер главным критерием выделял экономический критерий - богатство.

Воспроизведите ход рассуждений М. Вебера. Приведите примеры статусных групп.
Помимо классов, Вебер выделяет более четкие и значимые для каждого человека группы, названные им статусными. Такие группы могут возникать как в рамках общественного класса, так и вне их. К последним можно отнести касты, сословия. Особой статусной группой выступает бюрократия, занимающая важное место в системе управления.

Какой еще тип стратификации выделил М. Вебер?
Также Вебер выделил тип стратификации, основанный на власти. С этих позиций в обществе можно выделить группы, влияющие на принятие политических решений (политический класс, элита) и лишенные такой возможности.

Сделайте общие выводы. Проанализируйте теорию Вебера. В чем ее сильные и слабые стороны?
Вебер утверждал, что существуют три отдельных взаимодействующих фактора в основе иерархий в любом обществе: собственность, власть и престиж. М. Вебер взял больше критериев, чем К. Маркс, соответственно его теория смотрится более разносторонней и полной. 

среда, 28 мая 2014 г.

Бессонные ночи, или Как мы готовились к устному экзамену.

Вот и подошли к концу эти безумные две недели экзаменов, которые казались порой бесконечно долгими. Было пережито все: и радость побед, и горечь поражений. И, казалось бы, трудовые будни заканчиваются и можно спокойно идти отдыхать, но я не могу оставить без внимания один из итоговых дней, который стал, возможно, самым запоминающимся в этом учебном году.

Начну с событий, предшествующих этому дню, но непосредственно связанных с ним. Это было около месяца назад. Заканчивался апрель и большинство школьников были уже мысленно на каникулах, особенно десятиклассники, которые не сдают экзамены в этом году. Думалось, что контрольные пройдут незаметно, без каких-либо особых затрат энергии. Но этим мечтам не суждено было сбыться.

Оказалось, что нас ожидал устный экзамен, такой неведомый тогда и оставляющий такие приятные воспоминания сейчас. Причем экзамен по обществознанию, одному из самых сложных предметов в принципе. К счастью, на всю работу был дан целый месяц. Параллель десятых классов поделилась на малые группы по 3 человека в каждой и выбрали по одной теме из курса всего учебного года. Целью стало создание некого пособия, базы по пройденному материалу. Кроме того, каждый должен был своей работой подвести итог уходящего десятого класса ответом на вопрос: "на какой урок я пойду с удовольствием?"

Разумеется, наша группа (я, +Егор Шелудько+Константин Сериков) не меньше других осознавала степень важности данного мероприятия и объем работы, который нужно было выполнить. Признаться честно, в мыслях было начать проект еще за месяц до судного дня и делать все размеренно, но не получилось. Это же мы, поэтому без комментариев. Итак, месяц пролетел чуть быстрее, чем мы предполагали. Гораздо быстрее, чем предполагали. Оглянуться не успели, а до экзамена осталось три дня.

Что ж, нужно было искать выход из сложившихся обстоятельств. Оригинальность далеко не ушла. Подумали, что еще успеем поспать летом, поэтому пока нужно работать. Сразу начали с мысли о том, что заурядной работой никого не удивишь да и сами не получим удовольствие, а данный экзамен превратим в день, который не захочется вспоминать еще долгие годы. Поэтому решили подойти к этому творчески. Пораскинув мозгами, мне пришла такая простая, но такая интересная идея, как самая обычная сценка. Изначальный вариант отличался от получившегося, но структуру работы, как мне показалось, смогли пронести от начала до конца.

Но впереди стояла еще одна трудность: помимо устной части мы должны были визуализировать это на странице нашего сайта, который в итоге превзошел всяческие ожидания, к слову говоря. Оценивая объем предстоящей работы, я преуменьшил сложность работы с сайтом. Подумал, что это не займет много времени. Часа три-четыре, не больше. Это не учитывая тот целый выходной отбора, анализа и структурирования информации по теме. Еще тогда я подумал, что это ягодки, но оказалось, что только цветочки. Так вот, на сайт не планировалось выделить много времени в связи с недостатком времени, как минимум. Основой акцент планировалось сделать на устную часть, потому как экзамен прежде всего носит устный характер.

Но все оказалось с точностью да наоборот. Я никогда не думал, что покорить компьютер будет настолько сложно. Казалось, то воскресенье никогда не закончится. По ходу работы и окончательного анализа информации для непосредственного размещения на сайт возникало больше вопросов, чем ответов. Хотя это и неудивительно, ведь познающий разум человека, получая ответы на одни вопросы, ставит новые проблемы и ищет способы их разрешения, но тем не менее мозг начинал потихоньку закипать. По некоторым подсчетам, наша работа в тот день длилась порядка 18 часов, причем без особых остановок. Казалось, что силы на пределе. Но мы понимали, что сейчас не время расслабляться, ибо сами себя поставили в такие условия да и опозориться уж очень не хотели. Поэтому в понедельник, за день до экзамена, в три часа ночи, работа с сайтом была успешно завершена. Да, кстати, вот наша страница, если кто-то вдруг захочет лично оценить наши труды.

С первого взгляда кажется, что страница не такая уж и богатая на контент. Но я позволю себе не согласиться. Да, сам понимаю, что, если бы вдруг увидел подобную страницу на просторах интернета, подумал бы, что сделана, что называется, на скорую руку. Тем не менее, тема оказалась крепким орешком. А что тут можно ожидать, ведь это философия! Мне кажется, у нас получилось выжать практически максимум по визуализации информации, учитывая наши возможности и условия темы. Кроме того, если вдуматься в содержание, возникает вопрос: а нужно ли больше? Я полагаю, что нет. Философия — это полет мысли, а не картинка. И не смотря на все, эта страничка стала неплохой базой для изучения материала. Вообще, затронутая нами проблема является крайне противоречивой, возникали даже дискуссии внутри группы на протяжении работы, поэтому, я искренне надеюсь, что при просмотре представленного нами раздела читать найдет интересующие его вопросы. Само собой, тема истины и процесса ее достижения безумно сложна и многообразна, поэтому этот материал может стать началом для изучения философии как науки в целом.




А устное выступление, наоборот, было сделано гораздо быстрее, нежели письменное. Я и мои товарищи не хотели загружать слушателей безумно огромными текстами. Даже при условии, что мы бы их рассказывали своими словами. Зачем? Ведь те, кто пожелают, могут запросто и поискать более полную информацию в письменных источниках. А публика ждет шоу. Отсюда и получилось то, что получилось. Не претендую на лучшее выступление, но лично я остался доволен итогом нашей работы.

Подводя итог моего длительного монолога, я хотел бы отметить еще пару моментов. Во-первых, просто огромнейшее спасибо нашему учителю обществознания +Maria Sonina прежде всего за ту работу, которую она проделала за период подготовки. Ею было подготовлено не одно объяснение по экзамену, что способствовало более продуктивной работе. Подробнее можно почитать в ее блоге. Кроме того, она ежеминутно контролировала ход работы каждой группы, а их было 21! Советы поступали незамедлительно, что заслуживает еще большего уважения.

Также нужно отметить труд остальных групп, которые работали в поте лица, и это действительно видно. Некоторые группы были сильнее, некоторые слабее, но общий итог оказался превосходным. По сути мы стали авторами уникального проекта, которым сможем воспользоваться и в дальнейшем.

Очень важно, что мы смогли получить неоценимый опыт. Во всех отношениях. Это и возможность самостоятельно досконально проанализировать предложенную тему и разобраться в ней на углубленном уровне, и возможность продемонстрировать свои труды перед товарищами, которые были в тех же условия, и возможность поработать с различными информационными ресурсами и так далее...


Я рад, что смог непосредственно поучаствовать в этой задумке и стать частью подобного проекта.

Ссылки:
Еще раз продублирую ссылку нашего детища: ссылка.
Ход работы групп: ссылка.
Страница мероприятия на Google+: ссылка.

вторник, 20 мая 2014 г.

Семья как малая группа.

Семья — это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга. Семейные отношения многогранны, как и сам человек, и для того, чтобы наладить комфортный психологический климат в доме, необходимо пройти через цепь компромиссов в отношениях друг с другом.

В современной России насчитывается более 40 млн семей. Среди них есть семьи расширенные (многопоколенные), которые объединяют под одной крышей два-три поколения (по подсчетам ученых, их не более 20%). Большинство российских семей состоит из супружеской пары с одним или двумя детьми, ее называют нуклеарной семьей.
Ученые выделяют семьи полные (двое родителей) и неполные (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками). В зависимости от количества детей различают семьи бездетные, однодетные, мало- и многодетные.
По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, традиционно выделяют два типа семьи.
Традиционная, или патриархальная, семья предполагает главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поколений. Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) — добытчик и кормилец, жена (мать) — домохозяйка и воспитатель детей.
К характеристикам партнерской, или эгалитарной, семьи (семьи равных) можно отнести справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональную насыщенность отношений. Социальные психологи особо отмечают именно этот признак, подчеркивая тем самым, что только в семье партнерского типа можно говорить о взаимоуважении, взаимопонимании и эмоциональной потребности друг в друге.

Под функциями семьи понимается ее деятельность, имеющая определенные социальные последствия. Рассмотрим некоторые из них.
Репродуктивная функция связана с биологическим воспроизводством членов общества. Новое поколение, приходящее на смену старому, должно освоить социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей. В этом проявляется воспитательная функция. Хозяйственно-экономическая функция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета; организацию семейного потребления и проблему распределения домашнего труда; поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами. Семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность, создает чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса (эмоционально-психологическая функция). Ученые особо говорят о рекреационной функции, которая включает в себя духовно-эстетические моменты, в том числе и организацию проведения свободного времени. Кроме того, семья предоставляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества (социально-статусная функция). Семья регулирует сексуальное поведение людей, определяя, кто, с кем и при каких обстоятельствах может вступать в сексуальные отношения (сексуальная функция).
Перечисленные функции определяют жизнедеятельность семьи. Они тесно связаны между собой, хотя их соотношение и удельный вес могут быть различными.
Характеристика моей семьи как малой группы.

Репродуктивная функция.
С точки зрения семьи как малой группы, родители, родив меня или мою сестру, удовлетворили свою потребность в продолжении рода. С точки зрения социального института, моя семья позволит продолжить общий человеческий род, воспроизведя следующее поколение. Без этого невозможно взаимодействие в обществе, оно перестанет существовать. А мы, новое поколение, будем в нем взаимодействовать, поддерживая его развитие. 

Воспитательная функция.
Находясь под непосредственным влиянием друг друга, мои родители передают свои знания и опыт себе и детям. Например, моя мама хорошо готовит и обучила на досуге этому супруга (сначала отца, а затем второго супруга, моего отчима). Переходя к семье как социальному институту, можно вспомнить, что родители с детства учат правилам поведения в обществе, передают духовные ценности, учат нормам морали, помогают с выбором профессии.

Хозяйственно-экономическая функция.
Нередко замечаю, как мои родители спорят о распределении семейного бюджета. Также распределяя свой труд, они способствуют процветанию семьи как малой группы. В распределении труда замешан и я, выполняя ту или иную работу по дому, например, мою посуду. С глобальной точки зрения, экономический подъем моей семьи способствует укреплению экономики государства, а значит экономическому развитию общества. 

Эмоционально-психологическая функция. 
Когда мой отчим приходит с работы, моя мама успокаивает его после долгого и тяжелого дня (на сегодняшний день она в декрете). И наоборот. Каждый из нас уверен, что, находясь в трудной ситуации, он непременно получит поддержку от любого члена нашей семьи. Переходя на общество в целом, можно отметить, что человек, находящийся в постоянном расстройстве, может довести себя до психического заболевания, вследствие чего неподобающе вести себя обществе. Задача семьи не допустить подобного состояния ее членов.

Рекреационная функция. 
Мы проводим свободное время вместе, развлекая друг друга. Путешествуем в другие страны, отдыхаем также вместе. Ходим вместе в театры, просвещаясь духовно. С точки зрения социального института семья также помогает каждому члену получить наслаждение, а значит более комфортно и беспроблемно находиться в обществе. Более того, совместное времяпрепровождение помогает освоить новые умения и получить новые знания, а затем применить их среди других людей. 

Социально-статусная функция.
После заключения брака, мои родители освоили новые социальные статусы, такие как муж и жена. Затем отец и мать. Мне и моей сестре они также дали социальный статус: сын и дочь. Обладая новыми статусами, доступных, например, после заключения брака, в обществе у родителей появляется новые функции или возможности. 

Сексуальная функция. 
Родители удовлетворяют себя посредством половых отношений, а также контролируют мои сексуальные связи. Удовлетворение себя и партнера в сексуальной потребности способствует духовному и физическому расцвету, что непременно отразится на взаимодействии человека в обществе. 

Классификация по типу семьи:
Гомогамная. Мои родители, в данном случае мать и отчим, являются представителями одной национальности (русские), возраст их также однороден: матери 38, а отчиму 45. 
Гомогенная. Оба супруга происходят из одного социального класса. 
Матрилокальная. Помимо моих родителей, меня и сестры, в нашей квартире проживают отец и мать мой матери, более того, квартира принадлежит им. 
Малодетная. Нас двое: я и сестра. Полагаю, многодетной семьей нас назвать нельзя.
Полная. После того, как моя мама вышла замуж во второй раз, семья стала вновь полной. 
Партнерская. И отчим, и мать в равной степени распределяют труд, семейный бюджет, принимают решения в бытовых вопросах. Отчим является добытчиком и единственным занятым профессионально, на работе, но мама в обозримом будущем также выйдет из декрета и трудоустроится. 

воскресенье, 27 апреля 2014 г.

Характеристика класса как малой группы.

Домашнее задание по теме: характеристика 10Б класса (именно того, в котором я учусь) как малой группы.
Отделил от основной темы в отдельное сообщение, чтобы не загромождать один пост текстом.

Итак, начну с классификации групп.
  • реальная/номинальная группа (по факту существования)
    Мой класс однозначно является реальной группой, потому как это реально существующее объединение людей. Каждый член моего класса является не просто участником группы, а четко осознает свою принадлежность к ней. Более того, мы связаны определенными отношениями: например, в нашем классе мальчики нередко дают попользоваться девочками своими учебниками, потому что девочкам физически тяжело носить все книжки в школу. 
  • большая/малая группа (по численности)
    Также без сомнений можно утверждать, что мой класс является малой группой. Известно, что к большим группам относят, например, пенсионеров или молодежь, коих миллионы. Наш класс гораздо меньше: всего 21 человек, и все члены класса знакомы и взаимодействуют друг с другом, в отличие от членов большой группы.
  • первичная/вторичная группа (по характеру взаимодействия)
    Этот критерий также несет однозначный ответ. Мой класс является первичной группой. Все члены нашего класса ежедневно общаются друг с другом. Например, я сижу за одной партой с госпожой Эллой Кремер, много лет тесно общаюсь с господами Егором Шелудько и Константином Сериковым, а также ежедневно контактирую с другими товарищами в моем классе по тем или иным вопросам. И так каждый, поэтому можно утверждать, что происходит постоянный процесс непосредственного контакта между всеми учениками нашего класса. 
  • формальная/неформальная группа (по способу организации и регулирования взаимодействия)
    Класс как единое целое можно отнести к формальной группе. Во-первых, класс создан организацией-школой. Во-вторых, у класса есть свои задачи и цели, такие как воспитание и преподнесение знаний ученикам для дальнейшей жизни. В-третьих, в группе распределены статусы и роли, как бы это не отрицали: некоторые моют доску перед уроком, некоторые помогают учителю раздать тетради, некоторые являются помощниками по домашнему заданию и т.д., ибо таких ролей огромное множество. Но! Внутри самого класса складываются неформальные группы, обычно на основе дружеских связей. Они складываются добровольно. Иногда получается так, что системы ролей нет, но иногда они и есть: есть лидер в группе друзей (что означает приобретение черт формальной группы). Я думаю, подобные черты присутствуют в любом классе, и наш не является исключением. 
Продолжу я рассмотрением видов межличностных отношений в классе.
  • официальные/неофициальные отношения.
    Все-таки неофициальные. Можно рассмотреть целую школу, в которой есть четко прописанные правила поведения учеников и учителей, но в классе таких правил нет. Существуют лишь негласные правила, которые не прописаны ни в каких законах. Не исключаю, что есть классы, в которых отношения являются официальными, но у нас самый обычный дружный класс. Мы знаем, что ребята не должна хамить или подставлять друг друга, но эти правила существуют лишь в устной форме. 
  • деловые/личные отношения. 
    Не замечал, что бы в нашем классе присутствовали деловые отношения. Возможна такая политика, что, например, с лидером класса нужно соблюдать субординацию, но не у нас. Все в классе равны и общаются лишь в зависимости от симпатии или антипатии друг к другу. 
  • рациональные/эмоциональные отношения.
    Я полагаю, что и рациональные, и эмоциональные отношения непосредственно присутствуют между членами нашего класса. Возьмем человека, который учится средне. Он может рассуждать так: я буду дружить с Артемом Назмутдиновым, потому что он отличник, но не буду дружить с троечником Мистером Х (фамилий не называю, дабы никого не обидеть и не скомпрометировать). Или если убрать персону меркантильного человека, приведенную выше, можно и другой пример. Мистер Y не хочет общаться с Мистером Х, потому что второй недостаточно развит умственно по критериям первого. Это примеры рациональных отношений. Но если взять эмоциональные отношения, то Мистер Y может дружить с Миссис Х, потому что она ему, допустим, нравится. Или по другим личным причинам. 
В целом, что касается межличностных отношений, то стоит сделать поправку относительно категоричности суждений. Отношения не всегда стабильны и могут варьироваться в зависимости от атмосферы в классе или каких-либо других причин.

Мы знаем такое понятие, как конформизм, а также противоположное ему — нонконформизм. Выделяют внутреннюю и внешнюю конформность. Суть заключается в том, говоря простыми словами, что при внешней конформности человек делает вид, что соглашается с иным мнением, в то время как внутренне остается при своем. Внутренняя же конформность охватывает человека полностью, подвергая изменению его позиций и взглядов как с точки зрения поверхностного подчинения, так и внутреннего. Нонконформизм же, как можно догадаться, подразумевает под собой сохранение и продвижение человеком своей точки зрения, несмотря на мнение окружающих. 
В нашем классе, я думаю, нет ярких представителей нонконформизма. Соглашусь, что некоторые ученики нашего класса зачастую несогласны с точкой зрения окружающих: как одноклассников, так и учителей. Одни не ходят в школу и искренне не понимают, в чем они не правы, ведь нет ничего плохого в том, чтобы не прийти один день. Другие, как я, вступают в спор и отстаивают свою точку зрения, если чувствуют, что могут быть правы. Но несмотря на это, в основном мы соглашаемся друг с другом или с другими людьми, видимо, в силу своего положения в обществе, а также в силу гласных и негласных правил. Не рискну предположить, имеет место быть внешняя или внутренняя конформность, но думаю, что они тесно связаны между собой. Например, в случае, когда классный руководитель ругает за урок физкультуры, который был успешно прогулян некоторым личностями, что бывает довольно часто в нашем классе, думаю, преобладает более внешняя конформность. Но полагаю, что в то время, когда меня отчитывают за слабые оценки, я подчиняюсь мнению руководителя, соглашаясь, что действительно стоит улучить результаты и качество знаний. В таком случае, это внутренняя конформность. Также в ходе дискуссии внутри класса, нередко большинство соглашается с лидером, уступая его авторитету или аргументам. И согласились ли все внутренне или только сделали вид, лишь бы прекратить надоевший разговор? Неизвестно. Подводя итог, я не могу на 100% определить степень конформности в нашем классе, ибо, во-первых, я слишком плохо знаю некоторых своих одноклассников, чтобы охарактеризовать их точку зрения наиболее правильно, а во-вторых, считаю, что вышеназванные понятия тесно связаны между собой как в теории, так и на практике, в данном случае, в нашем классе.

Далее я бы хотел рассмотреть класс с точки зрения степени групповой интеграции по теории А. В. Петровского о трех слоях. 
  • первый слой. 
    Как было сказано и объяснено ранее, в нашем классе присутствуют непосредственные контакты, основанные на эмоциональном восприятии друг друга. Более того, каждый из нас осознает, что мы учимся в этом классе, а так же испытываем чувство гордости при получении похвалы класса или достижения общих наград или же чувство стыда, когда нас ругают учителя. 
  • второй слой. 
    В нашем классе имеют место отношения, основанные на совместной деятельности. Например, на уроках обществознания мы нередко объединяемся в группы для выполнения какого-либо задания. Или все вместе выходим на субботник. Таких примеров, конечно, гораздо больше. Более того, мы оптимально сочетаем индивидуальные действия с целями группы. Т.е. при получении общего задания, группы из меня, Егора Шелудько и Константина Серикова будет действовать так: Егор будет искать общую информацию в учебнике, я буду обрабатывать ее для точного ответы на вопрос, а Константин все это запишет. Конечно, роли в вышеприведенной группе могут быть распределены иначе. 
  • третий слой. Отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности конкретно у нас, к сожалению, не прочны. В ходе групповой работы на уроке или том же субботнике, некоторые личности (опять же не буду называть фамилий) пытаются "откосить" от работы и на чужом горбу в рай въехать. Они принимают цели группы, потому что осознают их, но не пытаются следовать им. Что же касается степени совпадения представления и мнений, то здесь, как правило, также все довольно печально. Обычно относительно каких-либо вещей существует несколько противоположных мнения, а прийти к компромиссу бывает довольно сложно (но возможно), ибо эго человека зашкаливает, особенно в нашем возрасте. 
С точки зрения развития группы по классификации А. Н. Лутошкина сложно выделить одну, четко относящуюся к нашему классу. 

Друг друга мы знаем уже достаточно давно: кто-то с 1ого класса, кто-то с 5ого. Уже сформировались общие цели и интересы, проявляющиеся в ходе деятельности всех членов группы. Иногда мы ходим вместе гулять, но очень редко. Хоть мы и пытаемся контролировать ссоры, но они все равно случаются, причем довольно часто. Мы стремимся дружить, но что-то мешает нам. Объединиться нам помогает классный руководитель, но это не может продолжаться постоянно. 
Ребята поделены на несколько группировок. Группировки между собой контактируют довольно мало, ругаются, несмотря на дружбу внутри. Некоторые пытаются отдохнуть за счет других: во время каких-то мероприятий, например КВН, извечные активисты придумывают сценарий и репетируют, в то время как пассивные одноклассники не проявляют желания что-либо сделать. Нам довольно тяжело найти общий язык и постоянно следовать целям группы и требованиям руководителей. 
Тем не менее, когда все-таки соберемся сделать что-то, работает по принципу "или качественно, или никак". Поэтому получается приятно для глаза. Спасибо активистам и классному руководителю, без них ничего не получилось бы. Жаль только, что подобное случается довольно редко. 

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мой класс стоит на ступени "Мягкая глина", хотя и проявляются некоторые признаки "Мерцающего маяка". 

понедельник, 14 апреля 2014 г.

Межличностные отношения.

Психологически группа складывается из разного рода межличностных отношений людей к общему делу и друг к другу. Отношения в группе образуют сложную, изменяющуюся систему. В ней выделяют несколько видов отношений.
  • официальные;
    Это отношения, возникающие на должностной основе. Они устанавливаются утвержденными нормами и правилами. Например, во многих школах существует перечень требований к поведению учеников в стенах школы.
  • неофициальные;
    В отличие от официальных на базе личного отношения человека к человеку в группе складываются неофициальные отношения. Для них не существует общепринятых норм, правил, требований и положений.
  • деловые;
    Возникают в процессе совместной деятельности. Они обусловлены должностным положением членов группы и выполнением ими своих функциональных обязанностей.
  • личные;
    Они обусловлены прежде всего симпатиями и антипатиями, также часто дополняют деловые отношения. 
  • рациональные;
    На первый план выступают знания людей друг о друге и их объективные характеристики.
  • эмоциональные.
    Основаны на индивидуальном восприятии человека человеком.
Таким образом, межличностные отношения в группе — это сложная система связей личности с группой и каждым ее членом. Эти отношения ощущаются и субъективно переживаются личностью.

Возвращаясь к теме социальных групп, можно вспомнить книгу А. Н. Лутошкина "Как вести за собой". Он выделяет пять уровней развития группы, которая в итоге должна стать коллективом.
  • "Песчаная россыпь"Люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.
  • "Мягкая глина"
    В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные — доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся.
  • "Мерцающий маяк"
    Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.
  • "Алый парус"У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят. Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.
  • "Горящий факел"
    Проявляется тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Члены бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

Социальные группы.

С малыми группами человек связан с момента своего рождения. В малых группах он получает информацию о мире, строит отношения с другими людьми и организует свою деятельность. Через такую группу личность познает ценности и нормы, которые формируются в обществе.
  • реальные и номинальные группы;
    Условными (или номинальными) называются группы, в которые объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом. Люди, объединенные в эти группы, могут не только никогда не встречаться, но и ничего не знать друг о друге.
    Реальные группы — это действительно существующие объединения людей, связанных между собой определенными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему. Реальные группы возникают либо в связи с потребностями общества (создаются различными организациями), либо по желанию включенных в эту группу людей (возникают как добровольные объединения).
  • большие и малые группы;Большие группы — многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Примерами больших естественных групп являются этнические группы, профессиональные группы, половозрастные группы (в частности, молодежь, пенсионеры и т. д.).
    Малые группы — небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой. Примеры малых естественных групп — школьные классы, спортивные команды, дворовые компании друзей.
  • первичные и вторичные группы;В первичных группах (семья, группа друзей, команда и т. п.) между людьми существуют непосредственные контакты.
    Вторичные группы — это группы, где непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные «посредники».
  • формальные и неформальные группы;Формальные группы создаются определенной организацией со специфическими задачами по достижению каких-либо конкретных целей.
    Неформальные группы — это добровольные сообщества людей, которые складываются на основе общих интересов, дружеских связей, взаимных симпатий. Они возникают без какой-либо помощи, а иногда и вопреки желанию организации или других формальных структур. Ни статусы, ни роли в таких группах не предписаны, в них нет заданной системы взаимоотношений, но существуют свои неписаные правила и нормы, касающиеся допустимого поведения и обязанностей.


Одним из аспектов изучения малой группы является групповая интеграция (от лат. integer — целый) — состояние группы, характеризующееся признаками психологического единства, ее целостности как социальной общности.

Степень групповой интеграции связывают с уровнем развития группы как общности, который делят на три слоя.
  • первый слой;Имеют место непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональном восприятии друг друга, приемлемости или неприемлемости. Этот слой соответствует начальной стадии развития группы. О групповой интеграции свидетельствует эмоциональная идентификация человека с группой и ее членами, т. е. сознание и переживание принадлежности к группе.
  • второй слой;
    Имеют место отношения, основанные на совместной деятельности. Данный слой характеризуется таким представлением, как оптимальное сочетание индивидуальных действий в условиях конкретной совместной деятельности, согласованность функционально-ролевого поведения членов группы при решении общих задач.
  • третий слой;Развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы. Последний показатель групповой интеграции — степень совпадения представлений, ориентаций, позиций, мнений членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для групповой жизнедеятельности

четверг, 10 апреля 2014 г.

Правовое регулирование в информационной сфере.

Беспрецедентное развитие информационных технологий и расширение сферы использования компьютерной техники уже ни у кого не вызывает сомнений. Все чаще ведутся разговоры о защите информации. Нередко нарушаются авторские права владельцев информации, либо она представлена в неверном, неполном или непригодном свете. В связи с этим принимаются законы, регулирующие нормы защиты информации.

Ниже представлен перечень некоторых законов, касающихся защиты информации:
  • Закон РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных"
  • Закон РФ "Об информации, информационных технологиях и защите информации"
  • Закон "О персональных данных"
  • УК РФ раздел "Преступления в сфере компьютерной информации"

  1. Закон РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных"

    Содержание отдельных норм нового Закона, устанавливавших правовой режим программ для ЭВМ, существенно отличалось от содержания аналогичных норм Гражданского Кодекса 1961 г., определявших правовой режим других объектов авторского права (литературных, музыкальных и иных произведений). Субъекты отношений, связанные с созданием и использованием программ для ЭВМ, получили возможность свободно выбирать условия договора об использовании авторских прав (например, определение размера авторского вознаграждения, объема передаваемых прав и сроков действия соглашения). Был изменен состав имущественных и личных неимущественных прав автора, в частности, исключены некоторые личные неимущественные (моральные) права, которые в российской правовой системе являются неотчуждаемыми, т.е. не могут передаваться полностью или частично другим лицам.

  2. Закон РФ "Об информации, информационных технологиях и защите информации"
    Это базовый нормативный документ, юридически описывающий понятия и определения области информационной технологии и задающий принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, а также регулирует отношения при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий.



  3. Закон "О персональных данных"Федеральный закон, регулирующий деятельность по обработке (использованию) персональных данных. В соответствии с законом, в России существенно возрастают требования ко всем частным и государственным компаниям и организациям, а также физическим лицам, которые хранят, собирают, передают или обрабатывают персональные данные (в том числе фамилия, имя, отчество). Такие компании, организации и физические лица относятся к операторам персональных данных.
  4. УК РФ раздел "Преступления в сфере компьютерной информации"
    Преступления в сфере компьютерной информации – это общественно опасные деяния, предусмотренные Главой 28 Раздела IX УК РФ, посягающие на сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи.
    С точки зрения гражданского законодательства программы для ЭВМ являются одним из объектов интеллектуальной собственности, но также они относятся к объектам авторских прав, которые охраняются как литературные произведения. Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы.
    Итак, программы для ЭВМ являются одним из объектов интеллектуальной собственности, на них существуют авторские права и они охраняются так же, как авторские права на произведения литературы.